Познавательно - исследовательский проект:
«Мы с природой дружим,
мусор нам не нужен»
Цель: Создание условий для привлечения внимания детей к
проблемам загрязнения окружающей среды.
Задачи:
1. Формировать
познавательную активность детей к проблемам загрязнения окружающей среды,
формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
2. Формирование представления
детей о профессиях связанных с исследовательской деятельностью; с профессиями
людей, которые каким-либо образом касаются отходов (мусора);
3. Развитие у детей
любознательности и познавательной мотивации, умения устанавливать причинно –
следственные связи, предпосылок поисковой деятельности.
4. Воспитывать
экологическую культуру дошкольников.
Методы
проекта:
1.
Наглядные
(иллюстрации, фотографии, просмотр презентаций).
2.
Словесные
(беседа, чтение специальной и художественной литературы).
Использование технологии проблемного обучения.
Организация практической деятельности, реализация проекта.
Практическое применение |
Результат/Продукт деятельности |
|
Проблемная ситуация: В детском саду мы
отмечали праздник «День Рождения города». После празднования на улице остался
мусор: газеты фантики, бумажки, лопнувшие шарики и т.д. Что с этим делать? |
||
Решение проблемной ситуации.
Деятельность детей: сбор мусора и его утилизация; в ходе возник вопрос: «Кто
должен заниматься уборкой территории детского сада и как мы можем помочь?» -
решение организовать дежурных, которые будут следить за территорией детского
сада и помогать в уборке, привлечь детей других групп. |
Знакомство с профессией эколог,
дворник и с волонтерским движением, волонтер. Макет
«Эко – город». Рисунок «Экологическая среда города»
(проблемы, пути решения). Знакомство родителей (круглый стол) с
темой, целью и задачами проекта, вовлечение родителей в участие в проекте. |
|
Проблемная ситуация: Если мусор не
выбрасывать, а закапывать рядом с домом, означает ли это, что мы его убрали? - Если пластик не разлагается,
закапывать его бессмысленно, что делать с таким мусором? |
||
Проведение опыта: закапывание пластика в землю. Решение проблемной
ситуации: если мусор не выбрасывать, а закапывать рядом с домом, означает ли
это, что мы его убрали? Эксперимент (1,5 месяца): В землю закопать пластиковую бутылку и мякоть яблока. Через определенный
промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат
воздействия на них солнца, дождя, почвы. По истечении эксперимента
сделать вывод о том, что мякоть яблока практически разложилась, а с
пластиковой бутылкой ничего не произошло. В ходе исследовательской деятельности мы обсуждали с детьми, кто занимается утилизацией мусора. Нужно научиться сортировать мусор.
Детьми было предложено сортировать мусор по контейнерам и привлечь к этому
всех гостей детского сада. Была объявлена акция «Собери
макулатуру. Спаси дерево!» В ходе деятельности мы обсуждали с
детьми, кто занимается сортировкой
мусора. |
Знакомство с профессией утилизатор мусора. Дневник наблюдения за ходом
эксперимента. Знакомство с профессией сортировщик
мусора. Изготовление детьми контейнеров для
сортировки мусора. Плакат «Мусору нет!» Проведение акции. Привлечение родителей в сборе
макулатуры, вывоз макулатуры в центр утилизации. |
|
Проблемная
ситуация: Пищевые отходы разложились.
Хорошо это или плохо? |
||
Проведение опыта: Разложение мусора. В
ходе опыта мы узнали, что: яблочные огрызки и другие остатки фруктов
разлагаются 2 недели, а бумажные салфетки - почти месяц. Дальше мы провели эксперимент: хорошо
ли влияет на почву разложившиеся пищевые отходы? Выявили, что мякоть яблока в
земле разлагается. Эксперимент: в один горшок с фиалкой мы закопали шкурки
банановой кожуры. В течение месяца мы ухаживали за двумя фиалками, поливали,
рыхлили, наблюдали и фиксировали происходящие изменения. В результате мы пришли
к выводу, что банановые шкурки положительно повлияли на рост и развитие
цветка (листья стали более плотными, цветение наступило раньше, чем у второго
контрольного образца), выступили в качестве удобрения для почвы. Мы пришли к выводу, что разложившиеся
пищевые отходы благотворно влияют на почву. В ходе проведения эксперимента мы
обсуждали с детьми, кто занимается уходом, селекцией, разведением цветов. |
Знакомство с профессией агроном,
селекционер, флорист. Дневник наблюдений за экспериментом. Оформление газеты: «Сроки разложения
мусора». Знакомство с профессии – флорист. Создание схемы: «Волонтеры - сбор и
обработка мусора» |
|
Проблемная ситуация: Как влияет
неразлагающийся мусор на здоровье человека и животных? |
||
Исследовательская деятельность: «Вреден ли мусор или нет?» Взяли два горшка с фиалками, в один горшок с фиалкой мы закопали батарейку. В течение месяца мы ухаживали за двумя фиалками, поливали, рыхлили, наблюдали и фиксировали происходящие изменения. В результате – фиалка с батарейкой начала погибать, листья почернели и на земле появился белый налёт. Мы пришли к выводу, что не разлагаемые отходы вредят живому. Проведение акции «Сдай батарейку – спаси ежика», почему именно ёжик? Потому что одна батарейка загрязняет 20м2 земли! А это территория обитания двух кротов, одного ежика и несколько тысяч дождевых червей. Дети поняли, что
батарейки, выброшенные с мусором, наносят вред почве, растениям, животным и
человеку. Дети разработали
макет листовки (коллаж) к проведению акции, раздавали сотрудникам и гостям
детского сада и детям. В ходе проведения
акции обсуждали профессии зоолог, ветеринар. |
Знакомство с профессией зоолог,
ветеринар, графический дизайнер. Дневник наблюдений за экспериментом. Листовки к проведению акции. Привлечение родителей к участию в
акции, сбор батареек. |
|
Проблемная ситуация: Есть ли вторая
жизнь у мусора? |
||
Исследовательская деятельность: «Есть
ли вторая жизнь у мусора? Дети приходят к выводу: что тару
из-под продуктов можно использовать для создания игрушек, предметов быта и
даже одежды. Проведение мастер – класса детьми для
ребят других групп, изготовление игрушек «Мусор в творчество». Дети
рассказали и показали, какие можно сделать поделки из бросового материала. В ходе проведения мероприятий, мы
обсудили профессии дизайнер и модельер. |
Знакомство с профессиями дизайнер, модельер. Мастер – класс «Мусор в творчество». Создание выставки: «Вторая жизнь
мусора» Привлечение родителей к организации
выставки. |